Конкурс годовых отчетов

Для участия в нынешнем конкурсе, организованном RAEX (Эксперт РА), были заявлены годовые отчеты 95 структур. По итогам проведенного анализа в рейтинге увеличилось число отчетов уровня «5 звезд» и «3 звезды», а количество «четырехзвездочных» ГО сократилось. Наиболее внушительно в рейтинге представлены отчеты энергетиков и компаний атомной промышленности. По сравнению с 2017-м в ГО в целом полнее описаны позиционирование компаний на рынке, достигнутые ими результаты, а также система риск-менеджмента. В отчетах «некоммерческих» организаций существенное внимание уделено инновационной и образовательной сторонам их деятельности, подготовке кадров. Разработанный Минэкономразвития законопроект о публичной нефинансовой отчетности обеспечивает предпосылки для вывода процесса создания ПНО в России на новый уровень – сначала в количественном, а затем и в качественном отношении.

 
 

Основные выводы

По итогам проведенного анализа в рейтинге увеличилось число отчетов уровня «5 звезд» и «3 звезды», а количество «четырехзвездочных» ГО сократилось.. В группу «5 звезд» попало свыше 23% отчетов (в прошлом году 16,3%). Это, в частности, объясняется тем, что для нынешнего конкурса было заявлено сравнительно больше традиционно сильных отчетов компаний, аффилированных с «Росатомом», и электроэнергетиков. При этом уменьшилось число отчетов в группе уровнем ниже – «четырехзвездочных» (38,8 против 45,7%), – и возросло количество «трехзвездочных» ГО (31,2 против 28,3%). Подобные изменения обусловлены в основном тем, что состав участников конкурса обновился на 1/3, причем преимущественно за счет компаний, которые выпускают ГО сравнительно недавно.

В отраслевом разрезе наиболее внушительно представительство в рейтинге отчетов энергетиков (почти 1/4), а также компаний из атомной промышленности (свыше 12%). Из 22 годовых отчетов, представляющих в рейтинге электроэнергетику, 15 попали в верхние группы («наивысшее» и «очень высокое качество» ГО). Еще более впечатляющие результаты в нынешнем рейтинге у атомщиков – «наивысшее» и «очень высокое» качество у 10 из 11 заявленных для конкурса ГО. Также весомо в рейтинге выступили нефтяники и газовики – из 7 отчетов отрасли 6 получили «5» или «4 звезды».

По сравнению с комплексом отчетов, участвовавших в конкурсе прошлого года, в году нынешнем в целом полнее описаны позиционирование компаний на рынке, а также достигнутые ими результаты.. Во время макроэкономической турбулентности и санкционного давления отражение указанных факторов на бизнесе и перспективах компаний представляет повышенный интерес для стейкхолдеров. Эти же мотивы привели к улучшению в отчетах описания конкурентной среды и оценки возможностей роста рынков, на которых действует компания. Отметим также повышение качества разделов о риск-менеджменте как комплексной системе управления. Сравнительно слабее по отношению к прошлогоднему конкурсу в отчетах отображены реализация инвестпроектов, создание и функционирование цепи поставок, взаимодействие с поставщиками и подрядчиками, а также социальная политика и взаимодействие с сообществами.

В отчетах «некоммерческих» организаций большое внимание уделено инновационной и образовательной сторонам их деятельности, а также подготовке кадров. Значительное место во всех отчетах «некоммерческих» организаций, представленных в нынешнем рейтинге, отведено информации об их международных связях.

Подготовленный Минэкономразвития законопроект о публичной нефинансовой отчетности в России выведет процесс создания ПНО на новый уровень – сначала в количественном, а затем и в качественном отношении. Действие законопроекта в случае его принятия распространится на госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, государственные унитарные предприятия с выручкой или активами на бухгалтерском балансе от 10 млрд рублей, а также на иные хозяйственные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах. По предварительной оценке, закон в случае принятия коснется около 1000 компаний по всей стране.

Позиции участников

Феоктистова Елена Николаевна
Феоктистова Елена Николаевна
управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП
Сегодня уже не стоит вопрос о том, нужен или не нужен отчет как процесс отчетности в компании, как один из элементов управления и как продукт, инструмент коммуникации и инструмент управления. Стоит вопрос о качестве – и о качестве процессов внутри компании, и о качестве информации, которая представлена в этом отчете.
Можаров Денис Сергеевич
Можаров Денис Сергеевич
заместитель начальника управления отношений с инвесторами АО «СУЭК»
Чем раньше после закрытия годового цикла вы выпускаете отчет, тем эффективнее он работает. Потому что, когда люди смотрят финансовую отчетность – МСФО, РСБУ, они не видят этих комментариев, у них нет понимания, почему так произошло. Годовой отчет – это как раз гайденс к этой информации: почему это произошло и как это можно интерпретировать.
Загидуллин Жан Каримович
Загидуллин Жан Каримович
партнер, Генеральный директор Агентства корпоративного развития «Да-Стратегия»; член Совета РСПП по нефинансовой отчетности
Вместе с деятельностью бизнеса цифровизуется и практика устойчивого развития, то что-то должно измениться и в самой отчетности. В качестве позитивной оценки грубо можно сказать так. Пункт первый. Отчетность, скорее всего, будет в режиме онлайн – не в смысле существования в интернете, а в том смысле, что она актуальна на каждый момент.
Второе. Отчетность превращается в платформу, а не просто в отдельный переданный комплекс информации. Момент коммуникации со стейкхолдерами будет встроен в процесс потребления самой отчетности.
Третье. Я думаю, что это значимый момент. Верификация исходных данных будет встроена в сам процесс сбора этих данных. Но это некоторая дальняя перспектива. А минус этого процесса состоит в том, что готовность бизнеса и менеджмента к этой непрерывно актуальной прозрачности низкая. Информацию раскрывают раз в год. А представьте, что это будет хотя бы раз в квартал – уже сложно. Дело даже не в том, что это сложно сделать. Цифровизация убирает человеческий фактор, там первичные данные собирают программы. Но менеджеры не готовы иметь дело с ситуацией, когда их эффективность видна всем в ежедневном режиме.
Конурбаев Марклен Эрикович
Конурбаев Марклен Эрикович
доктор филологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова
Нужно понять, что интерактивный годовой отчет – это не сайт компании. Это не еще один сайт компании. Это инструмент, который вы даете в руки инвестору и акционеру для того, чтобы он понял, как вы воспринимаете показатели стоимости, ценности вашей компании в этом году. Если так, то получается, что основная доля сотрудников, которые работают над годовым отчетом, должна быть скорее у аналитиков, нежели у дизайнеров или у текстовиков. У аналитиков в первую очередь.
Емельянова Юлия Викторовна
Емельянова Юлия Викторовна
партнер ГК "Нексиа Пачоли"
Мировая тенденция такова, что все больше внимания уделяется раскрытию ESG-факторов в корпоративной отчетности. На сегодняшний день существует инициатива ООН. Уже 78 бирж-участников присоединились к ней. Причем я обратила внимание, что чуть больше года назад (я тоже анализировала такую статистику) их было 58, то есть почти за год с небольшим к этой инициативе присоединилось 20 бирж, только за последнее время. Это говорит о большой серьезности данных вопросов.
Мирошниченко Татьяна
Мирошниченко Татьяна
член Совета Директоров некоммерческой организации АРФИ, управляющий партнер Five C&C
С какими же проблемами сталкиваются компании при подготовке отчета? С одной стороны, это расширение компетенций. За последние два года мы первый раз увидели, что IR-подразделения крупных российских компаний вдруг стали искать в штат сотрудников с компетенциями в области устойчивого развития, с сертификатами в области устойчивого развития. Понятно, что требования регуляторов приводят к тому, что компетенции сотрудников IR-подразделений должны вырасти. С другой стороны, сроки при этом должны сократиться.
Скобарев Владимир Юлианович
Скобарев Владимир Юлианович
партнер, директор департамента корпоративного управления и устойчивого развития ФБК Грант Торнтон
Здесь много говорилось о подготовке кадров. Я полностью согласен с коллегами, что все это потребует работы. Могу сказать, что на сегодня, будучи тренером GRI, выдавая соответствующие сертификаты, вижу, что высшая школа этим не особенно занимается, и, конечно, стоит такая задача, поскольку двухдневными тренингами здесь не обойдешься, это уже точно.
Кожевников Андрей Вячеславович
Кожевников Андрей Вячеславович
генеральный директор компании ГК «Зебра»
Хочется спросить, что такое годовой отчет. Я сейчас буду играть в крайности, постепенно их усложняя. Это набор машиночитаемой информации, на основе которой при быстром раскрытии, донесении ее до роботов, они принимают решение. Либо это какой-то объект искусства. Надо эти две стороны учиться балансировать и стараться делать это таким образом, чтобы вы решали свою задачу, а не склонялись к одной из крайностей.
Свердлов Станислав Леонидович
Свердлов Станислав Леонидович
генеральный директор агентства креативных коммуникаций «Желтая собака»
У вас у всех есть замечательные брендбуки, где прописаны цвета, прописано, как нужно пользоваться вашим замечательным фирменным стилем. Редко у кого написано, какую бумагу нужно использовать в корпоративных коммуникациях. Очень жаль.
Перышков Дмитрий Владимирович
Перышков Дмитрий Владимирович
креативный директор и совладелец брендинговой компании Direct Design Visual Branding (DDVB)
Цветографическая концепция отчета и презентационные материалы, реализованные в отчете, все чаще становятся источником для оформления презентационных материалов компании, то есть отдельных презентаций в PowerPoint, буклетов. В отдельных случаях мы видим, как цветографическая концепция отчета разворачивается на эксподизайн. Уже были примеры прекрасно сделанных стендов. Получается, что поскольку отчет разрабатывается в начале года, если в результате работы с компанией, с агентством вы получаете качественный набор графики, то в дальнейшем эта графика актуальна еще как минимум год, в дальнейшем достаточно удобна. Все больше таких примеров, когда эта графика используется для дальнейшей работы.
Киселев Андрей Валерьевич
Киселев Андрей Валерьевич
генеральный директор Downstream Technologies (ЗАО)
Во всех интерактивных отчетах, которые представлены, очень сильная и наполненная контентом первая страница. Компании делают ставку та то, что некоторые читатели могут и не пройти дальше. Это правильное замечание, поскольку статистика показывает, что если посещаемость первой страницы, условно говоря, 100%, то уже у последующей, хотя бы еще одной, она составляет 70%, то есть как минимум треть «отваливается» на первой странице.
Аскаров Фархад Акмалович
Аскаров Фархад Акмалович
арт-директор ГК «Зебра»
Дополненная реальность. Часто используем этот прием в годовых отчетах. По-прежнему остается актуальным. Мы дополняем фотографию дополнительными смыслами путем отрисовки инфографикой. Она может в абсолютно разных стилях. Может быть мультяшная, может быть более строгая. Если представлены данные, цифры, и все это связано с графиками и фотографией, тоже замечательно может визуализировать смыслы.