Годовые отчеты: опыт лидеров и новые стандарты

Подготовленный «Эксперт РА» первый в российской практике рейтинг качества годовых отчетов, показал, что лучшие из них следуют ключевому в мировой практике тренду, который предполагает описание бизнеса компании и окружающей ее среды в виде единой системы. Итоги рейтинга были обнародованы на XIV ежегодном Конкурсе годовых отчетов.

Рейтинг качества годовых отчетов Эксперт РА: Тор 10

Компании Итоговая оценка* Формат годовой отчетности
1 ФСК ЕЭС 9,62 Годовой отчет и отчет об устойчивом развитии
2 НЛМК 9,35 Годовой и социальный отчеты
3 ЕвроХим 9,3 Годовой отчет и отчет об устойчивом развитии
4 Интер РАО ЕЭС" 9,26 Годовой отчет и отчет об устойчивости развития и экологической ответственности
5 Росатом 9,22 Интегрированный годовой отчет
6 Группа "Уралкалий" 9,13 Годовой отчет и отчет об устойчивом развитии
7 МРСК Центра 9,12 Годовой отчет
8 Газпром Нефть 9,06 Годовой отчет и отчет в области устойчивого развития
9 Фосагро 8,81 Годовой отчет
10 Атомредметзолото 8,76 Интегрированный годовой отчет

Выводы

«Эксперт РА»: интегрированные отчеты начинают становиться признанным стандартом. Формат годовой отчетности работающих в России компаний меняется: в большинстве своем лучшие практики представляют собой либо двухтомник (годовой отчет и отчет об устойчивом развитии), либо интегрированный отчет. Такая компоновка годовой отчетности позволяет компаниям наиболее полно раскрыть не только свою деятельность в отчетный период, но и дать описание указанной выше системы в целом, включая роль компании в развитии регионов деятельности.

Сегодня в мире наблюдается трансформация стандартов представления информации в годовой отчетности. Международные организации Global Reporting Initiative (GRI) и International Integrated Reporting Council (IIRS) стимулируют слияние «классических» годовых отчетов и отчетов об устойчивом развитии в единый интегрированный отчет. В мире интегрированный отчет начинает становиться признанным стандартом. В 2013 году планируется выход в свет первой версии руководства по подготовке интегрированных отчетов.

Пока еще большинство авторов российской годовой отчетности компаний не рассматривают такой, основанный на понятии «устойчивое развитие» подход, ограничиваясь лишь традиционными представлениями о контенте и формате годового отчета. В России «устойчивое развитие – скорее модный термин, чем принцип ведения бизнеса. Уровень коммуникаций по разработке и продвижению данной темы крайне низкий. Следствие – годовые отчеты большинства российских компаний в целом слабее отчетности зарубежных конкурентов.

В дизайне годовых отчетов важными являются следующие факторы. Важность идеи. В любом годовом отчете в каждой его странице, в каждой его букве, в каждом сочетании шрифтов должна быть заложена основная идея, которую годовой отчет несет своему потребителю. Информативность с точки зрения наличия и восприятия ключевой информации и понимания сущности бренда компании. Структурность быстрое понимание читателем расположения разделов, о чем в них говорится и на чем сделан акцент. Прозрачность – «незамусоренность» годового отчета второстепенными деталями. Лаконичность, обусловленная большим потоком информации. Живое описание бизнеса, демонстрирующее, насколько бизнес динамичен, устойчив, хорошо ли он развивается.

Годовые отчеты в печатной версии, скорее всего, начнут постепенно сдавать позиции и уходить в нишу «эксклюзивного продукта». Поэтому уже сейчас надо готовиться к тому, чтобы сделать очень хорошую интерактивную версию, поскольку через некоторое время все будут делать интерактивные годовые отчеты. Вот тогда и можно будет выделиться из общей массы, выпустив красивый печатный отчет.

Позиции участников

Baghuis Marjolein
Baghuis Marjolein
GRI's Marketing and Communications Director Global Reporting Initiative (GRI)
Анализ базы данных GRI, показывает, что сегодня, помимо крупных компаний, распространение отчетов об устойчивом развитии наблюдается на развивающихся рынках, а также на уровне средних и малых предприятий. Крупные интернациональные компании рекомендуют своим компаниям-контрагентам составлять такие отчеты. Еще одной тенденцией является распространение интегрированных отчетов. Подробнее
Drager Henning
Drager Henning
International Integrated Reporting Council (IIRC), Relationships Manager
Сегодняшняя модель отчетности оказалась непригодной, она напоминает айсберг. Финансовая часть отчета является надводной частью айсберга. Ее может оценить рынок. При этом социальные и экологические компоненты спрятаны под водой, они не видны. Возможности и риски тоже спрятаны. Рынок говорит: «Нельзя управлять тем, что является невидимым». Мы хотим, чтобы был виден весь айсберг, а не только его верхушка. Поэтому мы переходим на путь подготовки интегрированной отчетности. Подробнее
Галушкина Марина Васильевна
Галушкина Марина Васильевна
руководитель проекта создания и внедрения системы корпоративной отчетности Госкорпорации «Росатом»
В сфере интегрированной отчетности есть четыре задачи, которые предстоит решить. Во-первых, у нас очень низкий уровень коммуникации по этой теме. В средствах массовой информации она не освещается. Органы государственной власти, регуляторы не включены в ее обсуждение. Во-вторых, в компаниях отсутствует понимание, что интегрированный отчет может быть сделан только системным образом, что связано с интегрированным мышлением компании. Несколько узких специалистов, даже очень хороших, не способны подготовить полноценный интегрированный отчет. В-третьих, у нас отсутствует поддерживающая инфраструктура. Необходимы учебные программы, межведомственные группы с участием государственных органов. Возможно, на эту тему следует проводить крупную ежегодную конференцию. В-четвертых, поскольку у нас нет четкого представления о содержании понятия интегрированной отчетности, оно начинает девальвироваться, еще не сформировавшись. Важно, чтобы интегрированной отчетностью не стали называть все, что попало. Подробнее
Васильева Виктория Станиславовна
Васильева Виктория Станиславовна
директор по корпоративным коммуникациям ОАО «Атомредметзолото»
Подготовка интегрированной отчетности – это не дань моде. Нашей компании выгодно ее готовить с точки зрения нашей работы. Для нас интегрированный отчет является важнейшим инструментом коммуникации с заинтересованными сторонами, без которых невозможен бизнес. Раз в год вы получаете прекрасный инструмент, который может заменить корпоративную брошюру и другие материалы, которые вы адресуете совершенно разным аудиториям. Подробнее
Коротецкий Игорь Васильевич
Коротецкий Игорь Васильевич
директор, руководитель группы по оказанию услуг в области корпоративного управления и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ
По нашему мнению, интегрированная отчетность является неизбежным благом. Через 10-15 лет все компании придут к подготовке интегрированных отчетов. В первую очередь это связано с подходом инвесторов, которые все в большей степени требуют от компаний раскрывать информацию о дополнительных факторах фундаментальной стоимости, а не только о факторах финансовой результативности. Менеджеры компаний начинают понимать, что нефинансовые фундаментальные факторы создания стоимости позволяют повысить эффективность деятельности компании. Подробнее
Перышков Дмитрий Владимирович
Перышков Дмитрий Владимирович
креативный директор и совладелец компании DDVB
В годовом отчете важна идея. Любой годовой отчет в сфере В2В или В2С является финансовым документом. Тем не менее, в каждой его странице, в каждой его букве, в каждом сочетании шрифтов должна быть заложена основная идея, которую бренд несет своему потребителю. Годовой отчет – это своего рода завершающий этап коммуникационного года. Подробнее
Банков Петр Петрович
Банков Петр Петрович
креативный директор, «ДизайнДепо»
Очень интересная аналитика: кто побеждал в прошлом году в конкурсах? Мы рассмотрели 57 отчетов, которые получали разные награды по всему миру. Номер один – это отчеты стильные и лаконичные. Идет очень большой поток информации, поэтому «минималистические» отчеты всегда выделяются на общем фоне. Номер два –отчеты, где есть типографические особенности, например, необычные отчеты с точки зрения съемки, с определенной идеей. Подробнее
Кожевников Андрей Вячеславович
Кожевников Андрей Вячеславович
генеральный директор ГК «Зебра»
Вот рецепт из трех пунктов, который позволит сделать качественный интерактивный годовой отчет. Во-первых, посмотрите best practice, это отечественные и зарубежные конкурсы. Во-вторых, соберите обратную связь от ваших целевых получателей: профильных журналистов, фондов, инвесторов, акционеров. В-третьих, проанализируйте статистику использования вашего интерактивного годового отчета. Что в нем было востребовано? Как им пользовались? Если вы станете повторять эти три шага каждый год, то ваш годовой отчет будет одним лучших. Подробнее
Старичкова Наталья
Старичкова Наталья
«Артцентуриос» (Санкт-Петербург)
Мы изучали интерактивные годовые отчеты, в т. ч. мировой опыт. Ведущие компании мира, на наш взгляд, пошли по правильному пути. Они понимают, что кроме интерактивного анализа должен быть серьезный эмоциональный контакт. Над этим эмоциональным контактом в интерактивной версии работать можно и нужно.

Значимость проекта

Конкурс годовых отчетов и конференция «Годовой отчет: опыт лидеров и новые стандарты» проводятся рейтинговым агентством «Эксперт РА» в течение многих лет. Цель проекта: консолидация усилий компаний, консультантов, инвесторов по достижению годовыми отчетами российских компаний качества лучших мировых практик. За эти годы конференция стала центральной дискуссионной площадкой, где тенденции развития и проблемы подготовки годовых отчетов обсуждаются в едином комплексе. Это дает участникам мероприятия получить наиболее полное представление о состоянии дел в данной области. На конференции был представлен первый в российской практике рейтинг качества годовых отчетов, подготовленный «Эксперт РА». Также на конференции состоялась церемония награждения победителей Конкурса.